2.1. Автоматизированная информационная система МФЦ
Автоматизированная информационная система МФЦ обеспечивает прием запросов заявителей о предоставлении государственных и муниципальных услуг, передачу указанных запросов в информационные системы органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги в уполномоченном МФЦ, в любом из иных МФЦ или в любой из привлекаемых организаций

Требования к АИС МФЦ определены Постановлением Правительства РФ
от 22.12.2012 №1376
взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), региональной системой межведомственного электронного взаимодействия (далее - РСМЭВ), единой системой идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), автоматизированной информационной системой "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг" (далее - ИС МКГУ), а также при необходимости с информационными системами, используемыми в целях формирования начислений и квитирования начислений с платежами
АИС МФЦ является таким же государственным информационным ресурсом как и другие федеральные информационные системы, имеет доступ ко всей инфраструктуре электронного правительства
доступ в соответствии с соглашениями о взаимодействии к электронным сервисам органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также при необходимости к электронным сервисам организаций, предоставляющих услуги
В настоящее время все взаимодействие (за редким исключением) осуществляемся через СМЭВ (в настоящее время запущена 3 версия системы), к которой подключены как поставщики сведений, так и потребители. МФЦ может выступать в обеих ролях, одновременно запрашивая необходимо для предоставления услуг информацию и отвечая на запросы извне
интеграцию с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также с иными федеральными государственными информационными системами, обеспечивающими предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг
Интеграция может быть налажена как через СМЭВ, так и напрямую с конкретной информационной системой органа власти или организации, не имеющей соответствующего сервиса в СМЭВ
интеграцию с подсистемой единого личного кабинета ЕПГУ в части предоставления сведений о ходе рассмотрения заявления о предоставлении государственных и муниципальных услуг, истории обращений за получением таких услуг, а также передачи в АИС МФЦ заявлений в электронной форме, поданных с использованием ЕПГУ, и обеспечения возможности для заявителя записаться на прием в МФЦ при подаче такого заявления
Заявитель имеет возможность отслеживать ход рассмотрения своего заявления через свой личный кабинет ЕПГУ даже если заявление было подано в МФЦ - происходит обмен информацией между АИС МФЦ и ЕПГУ
интеграцию с электронной очередью
Система электронной очереди предназначена для регулирования потоков заявителей и повышения эффективности работы МФЦ. она может быть представлена как отдельным программным продуктом, так и быть одним из элементов АИС МФЦ
предоставление в автоматизированном режиме сведений в федеральную государственную информационную систему мониторинга деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - ГИС МКГУ)
ГИС МКГУ в режиме реального времени отслеживает различные показатели деятельности всех МФЦ в стране, в частности обратную связь заявителей, соблюдение 15-тиминутного периода ожидания в очереди и другие. Оператором ГИС МКГУ является Минэкономразвития РФ
экспертную поддержку заявителей, работников МФЦ и работников центра телефонного обслуживания по вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг в том числе в соответствии с технологическими схемами предоставления государственных и муниципальных услуг
Экспертная поддержка необходима потому, что МФЦ предоставляет большое количество услуг, сотрудники является универсальными специалистами, которые должны знать ответ на любой вопрос заявителя. Однако при огромном разнообразии пакетов документов по услугам знать все практически невозможно. Поэтому АИС МФЦ дает "подсказки" сотрудникам центра на том или ином этапе предоставления услуги. АИС МФЦ является базой знаний, которая с каждым днем наращивает свой потенциал
поддержку деятельности работников МФЦ по приему, выдаче, обработке документов, поэтапную фиксацию хода предоставления услуг с возможностью контроля сроков предоставления услуги и проведения отдельных административных процедур
АИС МФЦ в автоматическом режиме (учитывая занесенные ранее технологические схемы) напомнит о предстоящем этапе предоставления услуги, отправит соответствующее уведомление заявителю, оповестит об обновлении статуса услуги
формирование электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении услуги в форме электронного документа, иные электронные документы, а также электронные образы документов, необходимых для оказания услуги. Соответствие сведений, содержащихся в электронном образе документа, сведениям, содержащимся в документе на бумажном носителе, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица МФЦ
Сотрудник МФЦ сначала устанавливает личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, затем визуально, без использования технических средств, проверяет, что документы и информация, представленные заявителем на бумажном носителе, являются оригинальными документами, далее сканирует документы и подписывает их своей электронной подписью
поддержку принятия решений о возможности, составе и порядке формирования межведомственного запроса в иные органы и организации
МФЦ может самостоятельно формировать межведомственные запросы. В этом случае сотрудник нуждается в технологическом обеспечении данного процесса, начиная от принятия решения о направлении запроса, заканчивая его подписанием
поддержку формирования комплекта документов для представления в орган, предоставляющий услугу, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и соглашений о взаимодействии
АИС МФЦ настроена таким образом, чтобы при соответствии заявителя требуемой категории, при наличии у него необходимого перечня документов в соответствии с административным регламентом обеспечить получение положительного результата
хранение сведений об истории обращений заявителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к программно-аппаратному комплексу информационных систем персональных данных
Федеральный законом "О персональных данных" от 27.07.2006 №152-ФЗ определены требования к деятельности операторов данных, которым является МФЦ. Поскольку АИС МФЦ хранит персональные данные заявителей, она должна соблюдать установленные правила по их хранению и уничтожению
автоматическое распределение нагрузки между работниками многофункционального центра
АИС МФЦ с помощью системы электронной очереди распределяет потоки заявителей между окнами таким образом, чтобы, во-первых, как можно больше снизить время ожидания заявителей в очереди, а во-вторых уравнять объем работы специалистов центра (но в соответствии с теми направлениями, по которым они работают)
использование электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при обработке электронных документов, а также при обмене электронными документами с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления или привлекаемыми организациями
У каждого работника МФЦ должна быть своя электронная подпись, с помощью которой он совершает юридически значимые действия (подписание документов, направление запросов)
доступ заявителя к информации о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги
Заявитель имеет право своевременно получать информацию о ходе предоставления его услуги (на каком этапе находится его заявление) несколькими способами (смс, электронная почта, колл-центр)
формирование статистической и аналитической отчетности по итогам деятельности МФЦ за отчетный период
МФЦ ежедневно обрабатывает данные по предоставленным услугам, накапливая огромные массивы информации. Для эффективной работы необходимо анализировать эту информацию, выявлять "узкие" места, определять направления развития
поддержание информационного обмена между МФЦ и привлекаемыми организациями, в том числе поддержку мониторинга и сбора статистической отчетности о соблюдении определенных в регламентах и стандартах оказания услуг временных показателей обслуживания граждан, о количестве и качестве предоставленных государственных и муниципальных услуг, фактах досудебного обжалования нарушений
Привлекаемые организации должны соблюдать все требования договора, заключенного с уполномоченным МФЦ, в том числе предоставлять оперативную статистику о предоставлении государственных и муниципальных услуг
интеграцию с государственными и муниципальными информационными системами, а также с центрами телефонного обслуживания органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги (при наличии), в соответствии с соглашениями о взаимодействии
МФЦ может осуществлять взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления на уровне информационных систем (минуя СМЭВ) при наличии подобных систем. Для этого необходимо разработать модули взаимодействия с обеих сторон
формирование документов, включая составление на бумажном носителе выписок из информационных систем органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги
МФЦ может выдать заявителю выписку из информационной системы органа власти или ОМСУ, подтвердив ее подлинность электронной подписью своего сотрудника
интеграцию с федеральной информационной системой в части подготовки в АИС МФЦ и передачи в электронном виде в федеральную информационную систему информации, необходимой для составления и регистрации актов гражданского состояния, совершения иных юридически значимых действий непосредственно в федеральной информационной системе в объеме функций и полномочий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния могут быть возложены на МФЦ, а также в части обмена необходимой технологической информацией (в случае принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об интеграции с указанными системами)
В ряде МФЦ можно подать заявление о регистрации актов гражданского состояния, соответственно АИС МФЦ должна передавать информацию в информационную систему ЗАГСов в необходимом формате
запрос в рамках оказания государственных и муниципальных услуг и обработку предоставляемых федеральной информационной системой сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в объеме сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг
В данном случае речь идет о получений информации из информационной системы ЗАГС, необходимо для предоставления государственной (муниципальной) услуги