1.1. Основные понятия
Государственная услуга - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы власти), а также органа местного самоуправления (далее - ОМСУ) при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов власти
Комментарий

Государственные услуги предоставляются федеральными органами исполнительной власти (например, Федеральная налоговая служба), органами исполнительной власти регионального уровня (например, министерство труда и социального развития Ростовской области), внебюджетными фондами (например, Пенсионный фонд России)
Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций ОМСУ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий ОМСУ, по решению вопросов местного значения, а также в пределах предусмотренных 131-ФЗ прав ОМСУ на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав ОМСУ на участие в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, прав ОМСУ на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции ОМСУ других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав
Муниципальные услуги предоставляются органами местного самоуправления (администрации городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений) в рамках реализации ими муниципальных полномочий, которые указаны в статье 15 131-ФЗ
Заявитель - физическое или юридическое лицо либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, власти или ОМСУ с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги (далее - услуги), выраженным в устной, письменной или электронной форме
Заявитель - это лицо, заинтересованное в получении результата услуги
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления услуги
Это основной нормативный документ для всех участников процесса предоставления услуг
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным 210-ФЗ, и уполномоченная на организацию предоставления услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна"
Сегодня МФЦ работают под единым брендом "Мои документы", разработанным Минэкономразвития РФ
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование ЕПГУ и (или) региональных порталов услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между органами власти, ОМСУ, организациями и заявителями
В данном случае формирование заявления и сбор документов с заявителя осуществляете в электронном виде без его физического присутствия
Портал государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям об услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров услуг
ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru) предназначен для получения услуг, исключая посещение органа власти, ОМСУ или МФЦ
Подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления
Подведомственные организации создаются в различных организационно-правовых формах. Для нас важно знать, что они могут предоставлять услуги при соответствующем нормативном закреплении
Межведомственное информационное взаимодействие - осуществляемое в целях предоставления услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими услуги, подведомственными органам власти или ОМСУ организациями, участвующими в предоставлении услуг, иными государственными органами, ОМСУ, органами государственных внебюджетных фондов, МФЦ
Взаимодействие между участниками процессов предоставления услуг выстроено сегодня в электронном виде посредством использования инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия
Межведомственный запрос - документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления услуги, направленный органом, предоставляющим услугу, либо МФЦ или направленный с использованием ЕПГУ при заполнении заявителем запроса о предоставлении услуги в электронной форме в орган власти, ОМСУ, подведомственную органу власти или ОМСУ организацию, участвующую в предоставлении услуг, на основании запроса о предоставлении услуги или запроса, и соответствующий требованиям, установленным 210-ФЗ
На сегодня большая часть запросов реализуется в электронном виде посредством СМЭВ, однако бумажный формат также возможен
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги (далее - жалоба) - требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом, предоставляющим услугу, МФЦ, должностным лицом органа, предоставляющего услугу, работником МФЦ, государственным или муниципальным служащим либо привлекаемыми организациями, или их работниками при получении данным заявителем услуги
В основном заявители могут жаловаться на нарушение сроков предоставления услуги необоснованный отказ в ее предоставлении, требование излишних документов и др.
Единый стандарт предоставления государственной и (или) муниципальной услуги (далее - единый стандарт) - установленные Правительством Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, единые требования к предоставлению услуги
Многие регионы разрабатывают свои стандарты предоставления услуги. Это связано с тем, что предоставлении большинства услуг регламентируется региональным и муниципальным законодательством